Н
ина КрасноваЦ
ВЕТЫ ЗАПОЗДАЛЫЕ
ПАМЯТИ ВИКТОРА АСТАФЬЕВА
Уведи меня в ночь, где течет Енисей.
Осип Мандельштам
Жил в Овсянке мужик на крутом берегу Енисея,
Не овес, не люцерну - разумное, доброе, вечное сея.
От простых мужиков отличался, но это похвально.
А они на него обижались за это повально:
"Он не знается с нами и выпить не хочет... Зазнался!
Пишет, пишет чего-то, а лучше бы делом занялся..."
Жил в Овсянке мужик на крутом берегу Енисея,
На своем литучастке разумное, доброе, вечное сея.
Перед сильными мира по-рабски хвостом не вилявший,
На процессы культурные в нашей России влиявший,
Изловивший "царь-рыбу", себя на бумаге изливший,
Восхищавший одних, а других возмущавший и зливший.
Жил в Овсянке мужик, всенародный писатель Астафьев.
Он из жизни ушел, сочиненья потомкам оставив.
У него под окном разрослись лопухи и пыреи.
Где Астафьев? А он умахнул в эмпиреи,
На своей деревянной сохе улетел в эмпиреи...
***
У меня залётка есть
По имени Маруся.
У Маруси хахаль есть,
Но с этим я мирюся.
Рассказав друзьям про Машку,
Я большую дал промашку.
Это можно озвереть,
Все хотят ее иметь.
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР
Мой талант и мой душевный жар
Весь ушел в эпистолярный жанр -
В письма адресатам самым разным,
В дело, называемое праздным,
Не в рассказы, повести, романы...
Потому пусты мои карманы.
Я бедней, наверно, чем Гаврош,
Не найти в моем кармане грош.
Может, я набила бы карманы,
Если бы писала я романы?
Только кто бы стал печатать их?
Ты попробуй напечатать стих.
Написала писем, честно слово,
Я, наверно, больше Льва Толстого,
Несмотря на то, что я - не граф
И жила, во графа не играв.
Писем у меня - томов на сто.
Я кормилась - знает Бог, на что.
Мне за них (а я и не просила)
Гонораров почта не носила.
Письма - это от унынья средство.
Письма - вот мое литературное наследство.
***
Каждый божий день хожу в тоске-печали
Только по тебе - не по кому-то,
Вождь моей души, не племени макуто.
Черти мне печали накачали.
Радость нахожу в издельях макаронных
У себя в дому с большой квадратной аркой.
Я живу в мирах, но не в микрорайонных,
Будто на пустом на острове, дикаркой.
Как бы мне совсем в печаль-тоску не вдаться?
Средь людей хожу - людей не вижу даже.
Как же мне с тобою увидаться,
Где же увидаться и когда же?
***
Рязанский художник Минкин -
Поклонник поэзии Нинкин,
Поэтому этот Минкин -
Придворный художник Нинкин.
Есть на одной из картин у Минкина
Рожица Нинкина.
Она в Третьяковке висит,
Захожих людей веселит.
***
Желаю счастья Яншиной Нонне
Всегда, всегда, а не только ноне!
Желаю Нонне жить не болея,
Дожить до столетнего юбилея
И много новых сыграть ролей
И быть королевой среди королей!
***
У меня залётка есть
По имени Тима,
Этот Тима, Тима, Тима
Прямо создан для интима.
РЕЧНОЙ ТРАМВАЙ
Куда меня везет речной трамвай?
Меня с моей душевной новой травмой,
Меня со всеми внутренними травмами.
Вдоль берегов крутых, укрытых травами,
Куда меня везет речной трамвай?
Вон впереди причал ЦПКО.
Глазами я в него вцепилась цепко,
Я хваткою в него вцепилась цепкою
И чувствую себя цыпленком, цыпкою
И чувствую сама себя кацапкою.
Уплыл назад причал ЦПКО.
Ко-ко, ко-ко, кацапка, ко-ко-ко.
Уплыл назад причал ЦПКО.
Мне впереди не светит ни фига.
На дно реки меня зовет нимфига.
Уйду на дно и буду жить с нимфигами,
Водиться буду с ними, не с фуфыгами,
И буду заниматься с ними фугами.
Мне впереди не светит ни фига.
Га-га, га-га, нимфига, га-га-га.
Мне впереди не светит ни фига.
Куда меня везет речной трамвай?
Меня с моей душевной новой травмой,
Меня со всеми внутренними травмами...
Вдоль берегов крутых, укрытых травами,
Куда меня везет речной трамвай?
ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА СОЛОУХИНА
Жизнь познав на своем же горбу
И оставшись в ней индивидом,
Вы лежали в большом гробу
С полудетским обиженным видом.
Не Христос, сошедший с холста,
Мой учитель с седыми вихрами,
Вы лежали в Храме Христа,
К Вашей смерти построенном Храме.
Жизнь постигнув горьку и грубу,
Став маститым столичным поэтом,
Всё и всех увидав в гробу,
Вы в Олепино с Богом уехали в "транспорте" этом.
***
Ходит Петя с автоматом,
Любит он частушки с матом.
Петя, Петя, Петя, Петь,
Давай с тобой частушки петь.
НА СМЕРТЬ НИКОЛАЯ СТАРШИНОВА
Навеки покончив
со всеми своими рыбалками, картами, куревом,
навеки покончив
с боями на линии передовой,
навеки почив,
Вы лежите на кладбище Троекуровом,
землей и венками заваленный, "гвардии рядовой".
Навеки покончив
со всеми своими проблемами и страданьями,
с инсультом и с болями скрытых открывшихся ран,
навеки почив,
Вы лежите, и Вас не поднять никакими рыданьями.
Прощайте, войны и поэзии ветеран!
Навеки покончив
со всеми своими раденьями и заботами
о племени новом, об общей юдоли земной,
навеки почив,
Вы не будете присно забытыми,
ни племенем новым, ни новой Россией, ни мной.
Навеки покончив
со всеми своими любвями, стихами, частушками,
пинков и ударов от жизни сполна получив,
навеки почив,
Вы лежите, обмытый слезами друзей и чекушками,
навеки со всеми делами покончив,
навеки почив...
***
Ох, и любит девок Лёвка,
Охмуряет девок ловко,
Восемь девок охмурил,
Дихлофозом всех морил.
ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ПОЛИКАРПОВА
1.
Вы ко мне из Москвы на "Березке" в Рязань принеслись -
Праздник Вашего тёзки, Есенина праздник справлять.
Вы при всех у Есенина вместе со мною на память снялись.
И недолго фотографу пленку пришлось проявлять.
Получился веселый такой коллективный портрет...
Мне уже никогда, никогда не пожать Ваших рук,
"Косопузый" москвич, широко неизвестный поэт,
Бескорыстный собратич, наставник, заботник и друг.
Вы ко мне на "Березке" в Рязань из Москвы принеслись.
Птица Смерти за Вами по следу, по следу неслась.
Нет, не Вы у Есенина вместе со мною на память снялись -
Это я у Есенина с Вами на память снялась.
2.
Я рисую картину вокзала, мазок добавляю к мазку,
Но пейзаж получается в черных тонах и в трагичной окраске.
Вас увезла от меня электричка совсем не в Москву -
В мир мертвецов увезла, как в загробной коляске.
И оттуда придавленный голос меня окликает, зовет...
Я была при прощании с Вами не очень чутка, не сердитесь.
Знала б, куда электричка проклятая Вас от меня увезет,
Крикнула б Вам: "Не садитесь в неё! Не садитесь!"
3.
Поступила с ним судьба жестоко, круто.
В электричке, как и все, не на коне,
Он приехал, приехал в Рязань не к кому-то,
А к Есенину и ко мне.
В край воспетого "березового ситца"
Он приехал навестить, проведать нас,
Ну а вышло, что с нами приехал проститься
Перед смертью, последний раз.
Он приехал не трясти у нас портками.
Зря зачем трясти портками? - посудил.
Он березку и вишню своими руками
В Константинове посадил.
***
Ехал Сашка на "газели",
Ехал с голой бабой,
Ехал Сашка на "газели",
И на Сашку все глазели.
ЦВЕТЫ ЗАПОЗДАЛЫЕ
Сергею Поликарпову к сороковинам
Я в "слюду", в целлофан завернула цветы,
Красно-розовые пионы.
Были чувства во мне и чисты, и святы,
И нежны, как пионы оны.
Ничего не сказав никому, никому,
Носом в душу свою не влезая.
Я пошла без дорог, по сугробам к нему,
По колени в снегу увязая,
Вся белее офсета, белее белил,
Не вдова, но с тоской-то вдовьей.
Он меня как весну, как веснянку любил
И Рязаночкой звал Авдотьей.
Был бы парнем, заслал бы ко мне сватОв
И меня бы сосватал, милку.
Я ему никогда не дарила цветов.
Вот принесла, на могилку.
***
Ты летишь на самолете в Париж
И не просто в небе паришь,
А в мечтах обо мне паришь -
Обо мне, о рязанской некой барышне,
Бело-шляпочной, н и н б о в о й барышне,
Не о некой французской мамзель,
Обо мне, не об Эйфелевой башне,
Ты, видавший много видов и земель.
За тобой лечу, ступая по облаку,
По перинистому белому облаку
(Мы его, как постель, перемнем).
К моему полуастральному облику
Ты пристегнут спасательным ремнем.
Ты летишь на самолете в Париж
И в мечтах обо мне паришь,
Как в картинах Шагала, паришь...
Пари же, пари же, пари же
В мечтах обо мне и в Париже!
***
Ванну я налью Вовану,
Усажу Вована в ванну.
Спину я потру Вовану
И к нему залезу в ванну.
ПРИДОРОЖНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ
На Поэта натравили злых собак,
Дрессированных собак натравили
Не заморские, а наши Баскервили,
Чтобы сжить его со света, абы как.
Кланом действуя по планам, по проекту,
Захотели сволочи чего? -
Глотку перегрызть... кому? Поэту!
Золотое горло певчее Его.
Он завистливым поэтишкам мешал,
Маленьким, великими казаться,
Он надежд совсем на это их лишал,
Потому они и вздумали "кусаться".
"Фас его! - они шепча кричали. - Фас!.."
Сами же в кустах сидели, трусы.
Бог с небес сошел, Поэта спас,
Но на горле у Поэта есть укусы
И на сердце у Поэта есть укусы.
Что же это злые твари натворили?
Белым днем, у придорожной полосы
На Поэта злых собак натравили,
Злые нелюди, собаки, злые псы.
ВИКТОРУ АСТАФЬЕВУ
ПРИГЛАШЕНИЕ НА НОВОСЕЛЬЕ В МОСКВУ,
написанное на открытке с самоваром,
баранками и бубликами
Приезжайте ко мне в Москву,
Разгоните свою тоску.
Я для Вас постелю самобраночку,
Дам конфетку Вам и бараночку,
Буду рада уважить Вам,
Всё, чего пожелаете, дам.
И дырку дам от бублика,
Но чтоб не знала публика.
***
Вон сидит в столовой Лёшка,
У него большая ложка.
Ты не связывайся с Лёшкой,
А то по лбу получишь ложкой.
***
Я когда-то себя от тебя оберегала,
Я когда-то тебя за километр обегала,
Я боялась с тобою роман начинать,
Потому что его не хотела кончать...
И его заменять не хотела игрой,
Мой не очень стабильный любовный герой.
Я боялась, боялась, боялась - чего?
Я боялась начать и испортить его,
Я боялась его повернуть не туда,
Много сил положив на него и труда,
Я боялась не вытянуть этот роман,
Потому же я не Золя, не Роллан.
Я не буду отныне тебя обегать
И не буду себя от тебя оберегать.
Я иду по сюжету романа к тебе.
Будь что будет с тобою у нас по судьбе.
Может выйти у нас преотличный роман,
Не напишет какого Золя и Роллан.
СЕНТЯБРЬ В МОСКВЕ
Он прикрыл листвой газоны травяные,
Он бумажки с тротуаров в кучу вымел,
Погасил в Москве пожары торфяные
И Москву, как офис, чисто вымыл,
Ходит с тряпкой в скверах, лавки домывая...
Все проблемы улетучились (приснились?),
И рассеялась завеса дымовая,
И картины жизни прояснились.
***
Под Егора-тракториста
Я разов ложилась триста.
Не искусен он в речах,
Но у него такой рычаг!
БЕЛЫЙ ВЕЛОСИПЕД
Ты имеешь свой велосипед -
Не "Орлёнок" у тебя, а "Аист".
Ты со мной нисколько не зазнаист,
Хоть имеешь свой велосипед.
Есть свои машины у иных.
"Аист" - это не "Москвич", не "Лада",
Он зато без газов выхлопных,
И бензина для него не надо.
"Аист" - и не роскошь, и не блажь.
Я к тебе рукой судьбы ведома.
Ты меня, как ценный свой багаж,
Довези, доставь на нем до дома.
Это ли тебе не по плечу
Да и твоему велосипеду?
Я с тобой на "Аисте" поеду,
Вниз под горку весело поеду -
Словно ввысь на крыльях полечу.
Белый, белый твой велосипед -
Будет он в стихах моих воспет!
***
У меня залётка есть
По имени Жора,
Ухажёристей его
Не сыщешь ухажера.
У меня залётка есть,
По имени Георгий.
Говорят, Георгий
Большой любитель оргий.
ПИСЬМО В СУЗДАЛЬ
Я хотела бы приехать
хоть на дЕнь, не на годочек
в твой избушечный, церквушечный,
в твой старинный городочек.
Я хотела бы "пройтиться"
по булыжной мостовой,
не одна, с тобою вместе
посмотреть на Суздаль твой,
красоту его увидеть
и твою увидеть школу
и трехперстно помолиться
на Можайского Николу.
Хорошо гулять под ручку
там и сям, с хорошим гидом,
любоваться городочком,
тем и сем и этим видом,
колокольны слушать звоны,
возрожденьем их гордиться
и о Суздале подумать:
"Хорошо бы здесь родиться".
Наверху Кабацкой горки
я стою с раскрытым ртом:
Суздаль - это просто сказка,
сказка русская притом!
Я хотела бы приехать
не на дЕнь, не на годочек...
Я на всю бы жизнь приехала
в твой прелестный городочек.
***
У меня залётка был
По имени Кирюша,
Он объезживал кобыл
В своем селе Криуша.
Шел по улице Кирилл,
Шел и "Мальборо" курил.
Шел по улице Кирилл
И прохожих матом крыл.
ХУДОЖНИЦА-АРИСТОКРАТКА
Представлюсь просто и кратко:
Не имущая всяких благ
Художница-аристократка,
Сижу на вольных хлебах.
Вышла я из "прослойки",
Тощ у меня карман.
Не ударница я перестройки,
И я не полезу на кран.
И я не Ангелина Паша,
На тракторе я не пашу.
Медленно, как черепаша,
Стихи для потомков пишу -
За галочки, за спасибо
Каждый почти что стих,
Так получается, ибо
Никто не печатает их.
Живу на малые тратки,
Сделаюсь скоро святой.
Завтрак аристократки -
Черный сухарь с водой.
***
С деревенского холма
Показалась Хохлама.
Долбанутый хахаль мой
Любовался Хохломой.
Ходили бабы к бобылю,
Швея, доярка, жница...
Сказал бобыль: я баб люблю,
Но не люблю жениться.
Ко мне с Канар приехал гость,
Мне привез орехов горсть,
Съела я один орех,
Совершила с гостем грех.
У реки, за лодкой
Лежала я с залёткой,
"Камасутру" изучала
И ребенка с ним зачала.
У меня залётка - во!
Щипну ее за тело.
Я не знаю, от кого
Залётка "залетела".
На свиданье я пришел,
Под часами мокну.
Если милка щас придет,
Милку в щёчку чмокну.
Ничего, что часто ушки
От частушек розовеют,
А зато всегда частушки
Грусть, хандру развеют.
ОТКРЫТКА К ПАСХЕ
Андрею Вознесенскому
По случаю светлой Пасхи
Христосаюсь я с Поэтом,
Целуюсь с ним без опаски
И стих слагаю при этом.
НА СВЕТСКОМ РАУТЕ
Мне какую бы взять из тем
Для беседы в обществе светском -
Не советском, а постсоветском,
В нашей лучшей из всех систем?
Мне какую бы взять из тем
С господином не с тем, а с тем,
Вон, который стоит у стены
И не бросит своей страны...
У которого, словно у Цезаря, нос.
Я впадаю от этого носа в гипноз.
Мне какую бы взять из тем
Для беседы с мужчиной с тем?
"Чем закончится новый съезд?
Кто кого победит и съест?"
Я желаю из всех существующих тем
Взять единственную: "Жэ тэм..."*.
________________
* Жэ тэм - я тебя люблю (франц.).
АСТРЫ
С ощущеньями новыми, острыми
Я любуюсь осенними астрами
И про них авторучкой, стилом
Вот пишу за рабочим столом.
Не давая себе отсрочки,
Вот слагаю про астрочки строчки.
"Астра" - что-то такое астральное,
"Астра" - это не средство стиральное.
И отсутствует в астрах страх -
Страх завять, превратиться в старух.
И отсутствует в астрах страх
В кучах листьев сгореть на кострах.
И красивее каждая астра,
Чем любая ВерОника Кастро.
***
Мне частушек ты не пой,
К черту, ах, уматывай,
Если ты такой тупой,
Не читал Ахматовой.
ЖЕЗЛ
Юрию Кувалдину
Я тебе пою мою Осанну,
Может быть, кого-то этим зля.
До тебя далёко Мопассану,
Бунину, Боккаччо и Золя...
Новый Бог Олимпа! Новый гений!
Ты, сойдя со всех привычных трасс,
Не боясь анафем и гонений,
Мир своими "Юбками" потряс.
С лиц стирая постные гримасы,
Жизнь не ставя в рамки "ЖЗЛ",
Покоряй читательские массы,
Высоко подняв победный жезл!
***
Пообщался Паша с Машей,
Пообщалась Маша с Пашей,
Маша сделалась мамашей,
Паша сделался папашей.
ХРИЗАНТЕМЫ
Отцвели уж давно
хризантемы в саду...
Романс
Вот и ноябрь уже, ура.
Такой на улице ветрина,
Собачий холод, снег с утра,
Ну а в метро - июль, жара,
И вся в живых цветах витрина.
Поэт захожий занят тем
(Свое увидевший в их стиле),
Что глаз не сводит с хризантем,
С кудрявых белых хризантем.
Они поэта восхитили.
Цветы осенние свежи,
И те, и те свежи, и эти.
Ты воедино их свяжи,
Красивой лентой всех свяжи
В своих стихах, в своем сюжете.
На праздник пей за них "Агдам".
Из их не вырывайся плена.
Они похожи на прекрасных дам,
На благородных светских дам
Бальзаковского плана.
***
Где Краснова? Вон она!
Здесь Краснова снова.
Выпью красного вина
За тебя, Краснова!
"Наша улица", № 5-2003,
а также в книге Нины Красновой "Цветы запоздалые",
с предисловием Юрия Кувалдина, издательство "Книжный сад", Москва, 2003